Научить ребенка счету очень важно, так как эта способность чрезвычайно востребована в повседневной жизни. Действительно, только подумайте, сколько раз за день мы что-то пересчитываем. К тому же вычисление математических действий в их полном объеме присуще только человеку. Именно это отличает нас от животных. Чем раньше ребенок научиться считать, тем больше возможностей открывается для развития мозга — счет «в уме» способствует этому. Короче говоря, занятия математикой благотворно влияют на интеллект ребенка.
Родителей интересует, когда можно начинать учить детей считать? Вы сами поймете когда — вам подскажет ваш ребенок, начав проявлять интерес к счету, а это зачастую случается довольно рано. Специалисты советуют начинать обучение в возрасте двух лет. В три-четыре года ребенок вполне способен научиться совершать простые математические действия.

Общие рекомендации

относитесь к процессу обучения спокойно, не накручивайте себя, так как научить ребенка считать довольно просто;
не давайте ребенку соскучиться, не замедляйте специально ход занятия, старайтесь заинтересовать ребенка;
будьте в хорошем настроении;
обучаясь счету, малышу следует притрагиваться к предметам или перекладывать их с места на место — замечено, что это ускоряет процесс усвоения материала;
перед каждым занятием повторяете пройденный материал, затрачивая на это около пяти минут;
хвалите ребенка за успехи, но никогда не ругайте и не сравнивайте ни с кем, не говорите, что кто-то лучше него — вы рискуете надолго отбить у ребенка интерес к занятиям;
не останавливайтесь на достигнутом.

С чего начать?

Для начала нужно познакомить ребенка с понятиями «один» и «два», постепенно обучая его счету в пределах десяти. Цифры пока не используйте. Учитывайте, что мы, взрослые, считаем не так, как дети. Мы можем манипулировать абстрактными понятиями, дети пока этого делать не могут, названия цифр для ребенка всего лишь слова, поэтому все нужно объяснять на примере. Покажите ребенку два одинаковых предмета. Указав на один из них, скажите, что это «один», а указав на оба вместе, скажите, что это «два». Так и продолжайте: сначала, научите ребенка считать до трех, потом до пяти, постепенно увеличивайте количество предметов до десяти, все время подкрепляя свои слова визуально. Пусть вам это покажется сложным, для ребенка же все это будет выглядеть очень логичным. Это разовьет образное мышление ребенка, и решит проблему, как научить ребенка считать быстро.
Быстрому усвоению нового способствует сочетание обучения с игрой, так малыш вникнет в суть без особых усилий. Пытайтесь придумывать все новые и новые способы заинтересовать ребенка. Например, пересчитывайте с ним игрушки, пальчики, или пуговицы на рубашке. Важно, чтобы малыш практиковался в счете постоянно. Лучше всего для этой цели использовать время прогулок: здесь всегда найдется, что посчитать — деревья, цветочки, камешки, машины.

Понятие нуля
Объяснить ребенку, что такое ноль очень важно даже на раннем этапе обучения счету, но не раньше, чем он научиться считать до десяти. Чтобы показать ноль на практике, нужно показать сначала наличие предмета, а потом его отсутствие. Предмет обязательно должен быть интересен ребенку. Пусть это будут конфеты. Сначала положите на стол несколько штук, а потом уберите их со стола, сказав при этом, что теперь на столе ноль конфет.

Обучение сложению

Научить операции сложения не так трудно, как кажется на первый взгляд. Научившись считать на наглядном примере, малыш понимает, что с каждым порядковым числом количество увеличивается на один. Обучая сложению, всегда используйте одни и те же термины, например «один плюс три равняется четыре» или «один прибавить три будет четыре», но не все сразу, старайтесь не путать ребенка разнообразием обозначений. И не забывайте о визуальном подтверждении совершаемых действий. Для закрепления материала достаточно двух недель.

Обучение вычитанию и обратному счету
Теперь ваш ребенок уверенно складывает и считает. Настало время для обучения обратному счету. Наглядно это должно демонстрироваться так: вы начинаете считать в обратном порядке, и каждый раз, когда вы называете число, вы убираете по одному предмету из поля зрения ребенка. Освоив обратный счет можно переходить к логическому продолжению — вычитанию. Именно на этом этапе ребенок полностью подготовлен.

Умножение и деление
После настанет время для более сложных математических упражнений — умножения и деления. Вы уже наверняка научили ребенка считать до ста, и он накопил приличную базу информации.
Умножение — это многократное сложение, объясните это ребенку, и все сразу встанет на свои места. Также ненавязчиво объясните операцию деления, как деления на части. Начинать стоит с деления «на два», т.е. поровну. Предложите малышу поделить те же конфеты. Здесь же можно разъяснить ребенку, что такое четные и нечетные числа (четные, когда можно разделить поровну). Как только материал будет понят, переходите к более сложным примерам, к делению на три, четыре и т.д.

Цифры

Предпоследний этап обучения — научить ребенка соотносить количество предметов с символами, т.е. с цифрами. Теперь можно в обучении счету использовать развивающие игры с изображением цифр, например, кубики с цифрами, где каждая цифра проиллюстрирована картинкой. Только после того, как малыш начнет разбираться в цифрах без ошибок, можно начинать решать примеры на бумаге. Тогда же нужно провести аналогию между словами «равняется», «плюс», «минус» и пр. с их письменным обозначением — «=», «+», «-».

Счет в уме
Последнее, чему нужно научить — это счет в уме. Сначала ребенок называл цифры и числа, касался руками предметов, благодаря этому он и научился считать. Но теперь, когда навык получен, в этом нет необходимости. Пусть ребенок старается считать все тише и тише и не использует при счете руки, потом пусть лишь шевелит губами. Возможно, все произойдет само собой, но, может быть, вам потребуется попросить ребенка об этом. Не торопите малыша — все получится со временем.