Вы принимаете тысячи рациональных решений каждый день. По крайней мере думаете, что они рациональны. Начиная с решения, что съесть на завтрак, и заканчивая серьёзными карьерными шагами. Но существует множество психологических эффектов, которые влияют на нас, хотим мы того или нет. Они меняют наше поведение и мешают нам действовать в своих интересах.
1. Эффект якоря
Люди часто оценивают что-то, исходя из первоначальной величины. В переговорах о размере зарплаты тот, кто предложит первым, задаёт ряд вероятностей в уме другого человека. По этому же принципу работают распродажи: вы видите вещь, которая раньше стоила 100 рублей, а сейчас стоит 50. Неважно, что 50 рублей — это завышенная цена, вы невольно сравниваете её с первоначальной ценой в 100 рублей. И чем больше составляет разница с первоначальной стоимостью, тем выгоднее кажется нам покупка и тем большую ценность приобретает данный товар.2. Эвристика доступности
Люди преувеличивают важность информации, исходящей от них самих. Человек может аргументировать отсутствие вреда курения тем, что знал кого-то, кто курил по три пачки в день и дожил до 100 лет.3. Стадный эффект
Вероятность, что человек примет какое-то убеждение, увеличивается, если это убеждение поддерживается большим числом людей. Это сила группового мышления. Именно из-за неё большинство совещаний не являются продуктивными.4. Эффект слепого пятна
Неспособность признавать у себя наличие когнитивных искажений — это тоже когнитивное искажение. Люди чаще замечают ошибочное поведение и движущие мотивы у других, чем у себя.5. Искажение восприятия сделанного выбора
Когда мы сделали выбор, мы склонны приписывать ему положительные качества, даже если выбор был неправильный. Это похоже на ситуацию, когда вы считаете, что ваша собака замечательная, даже если она то и дело кусает людей.6. Иллюзия кластеризации
Это склонность видеть систему в случайных событиях, там, где её на самом деле нет. Заметить это заблуждение можно, если понаблюдать за любителями азартных игр. Например, когда кто-то уверен, что красное на рулетке выпадет с большей или меньшей вероятностью, если до этого красное выпадало несколько раз подряд.7. Предвзятость подтверждения
Мы склонны прислушиваться к той информации, которая подтверждает нашу точку зрения. Это одна из причин того, почему так сложно интеллигентно поговорить о климатических изменениях.8. Консервативное мышление
Люди склонны больше верить проверенным временем утверждениям, чем новым. Например, люди не сразу приняли факт, что Земля круглая, потому что не хотели отказываться от более ранней версии о том, что Земля плоская.9. Информационное искажение
Склонность искать информацию, когда она не влияет на действия. Много информации — не всегда хорошо. Зная меньше, люди чаще делают более точные прогнозы.10. Эффект страуса
Решение игнорировать опасную или неприятную информацию, пряча голову в песок, как страус. Исследования подтверждают, что инвесторы значительно реже проверяют ценность своих активов во время плохих продаж.11. Отклонение в сторону результата
Тенденция судить о решении по окончательному результату, вместо того чтобы оценивать его, исходя из обстоятельств того момента времени, когда оно принималось. Только потому, что вы выиграли в казино, нельзя говорить о том, что решение поставить все деньги было правильным.12. Эффект сверхуверенности
Излишняя самоуверенность в своих способностях приводит нас к риску в повседневной жизни. Профессионалы более склонны к этому искажению, чем непрофессионалы, поскольку они обычно убеждены в своей правоте.13. Эффект плацебо
Простая уверенность в том, что нечто воздействует на вас, потому что обладает таким эффектом. Пример из медицины: ненастоящие таблетки, пустышки, часто оказывают на людей тот же эффект, что и настоящие.14. Искажение восприятия инноваций
Когда сторонники инноваций склонны переоценивать их полезность и не замечать ограниченность. Звучит знакомо, Кремниевая долина?15. Иллюзия новизны
Склонность считать новую информацию более важной, чем старые данные. Инвесторы часто думают, что продажи будут идти так, как они идут сегодня, что приводит к недальновидным решениям.16. Салиентность
Склонность фокусироваться на легко узнаваемых чертах и характеристиках человека или идеи. Когда вы думаете о смерти, вы больше волнуетесь о возможности быть съеденным львом, чем об автомобильной аварии, хотя, по статистике, второе событие более вероятно.17. Избирательное восприятие
Склонность разрешать своим ожиданиям влиять на то, как мы воспринимаем мир. Эксперимент во время футбольного матча между студентами двух университетов показал, что каждая команда замечала больше нарушений у другой.18. Стереотипизация
Ожидание, что неизвестная нам группа или человек обладает определёнными качествами. Это позволяет нам быстро определять незнакомцев в друзья или враги, но в то же время мы склонны злоупотреблять этим эффектом.19. Ошибка выжившего
Ошибка появляется из-за того, что нам известна только информация, полученная от «выживших», что приводит к односторонней оценке ситуации. Например, мы можем думать, что быть предпринимателем легко, потому что книги о своём бизнесе выпускают только люди, добившиеся успеха, и мы ничего не знаем о тех, кто провалился.20. Предпочтение нулевого риска
Социологи обнаружили, что для нас очень важна надёжность, даже если её достижение контрпродуктивно. Желание исключить все риски приводит к достижению мелких результатов, хотя можно было бы двигаться к чему-то большему, но без предсказуемого исхода.