21 июня во многих странах мира и уже не первое десятилетие отмечается День отца (Father's Day). История праздника уходит корнями в США, где в начале XX века женщина по имени Сонора Смарт во время церковной службы подумала о том, что после смерти ее матери пятерых детей воспитывал отец — Уильям Джексон Смарт. Он жертвовал всем, чтобы исполнять свои родительские обязанности, и был в глазах дочери самым мужественным и любящим человеком. Сонора очень хотела, чтобы ее отец знал, как она его любит, и обратилась к местным властям с предложением учредить новый праздник.
Но почему же в нашей стране общество обратилось к поощрению воспитательных функций отца только несколько лет назад? При этом большая часть россиян (не менее 73% граждан) придает огромное значение Дню матери и поздравляет своих самых дорогих и важных женщин, в какой бы части света ни находились и как бы ни были заняты. Более того, Международный женский день в конце 80-х годов в СССР приобрел второе народное название «Праздник бабушек и мам» — и снова апелляция к роли женщины в семье и ее родительским функциям. А вот явление отцовства до последних лет не получало отражения в общественном сознании, откуда, в общем-то, и берут начало праздники, не привязанные к историческому информационному полю. Пап и дедушек в Советском союзе и современной России чествуют как защитников родины 23 февраля.
Ответ на этот вопрос следует искать в социальной роли родителя-отца, которая претерпевает существенные изменения в современном мире как в России, так и на Западе.
В конце XIX — начале XX века, когда в США возникает Father's Day, Зигмунд Фрейд настаивает на четком разделении супружеских обязанностей и ролей мужчины и женщины в семье. Патриархальная модель ячейки общества была незыблема. Мужчина — добытчик, кормилец, защитник, но не воспитатель. Именно поэтому в большинстве европейских языков слово «отец» не имеет синонимов, отвечающих за номинацию представителя сильного пола, который занимается досугом и образованием своего ребенка, — на Западе первичное значение этого слова «родитель-мужчина». Для ряда европейских стран эта грань между матерью и отцом не теряет актуальности по сей день. Со своими проблемами и секретами дети идут к матери, а отец платит за их воспитание, но последним узнает о волнениях сердца своего чада. Но даже в этих государствах День отца отмечается довольно широко, хотя его значение в развитом обществе потребления весьма деформировалось. Достаточно посмотреть на поздравительные открытки, которые в большом количестве продаются в эти дни в Германии, Англии или Нидерландах. Становится ясно: Father's Day здесь — реверанс отцам, которые четко следуют своей роли добытчика, обеспечивая материальный фон воспитания своих детей, одевая и обувая их, отправляя в путешествия и покупая новый гаджет от Apple каждое Рождество.
В Америке, ратующей за равноправие на всех фронтах, ситуация с ролями в семье иная. Отцовская ответственность там на порядок выше, именно поэтому даже в случае развода большинство американцев ревностно относятся к своим законным «отцовским выходным». Но эта тенденция последней четверти века. Когда Сонора Смарт добилась учреждения Father's Day, ее отец был скорее исключением из правил. Кстати, американские социологи настаивают, что для них День отца — апелляция к его воспитательной роли, а не обеспечительной, и, по их словам, именно благодаря этому празднику в Штатах растет родительская ответственность мужчин. То есть празднуют не уже сложившиеся успехи, а мотивируют на новые — метод от противного.
В СССР традиции патриархальной семьи нельзя было выжечь каленым железом. Помните, появление на родительских собраниях в школах хотя бы одного папы — впечатление для мам, бабушек и учителей на весь квартал! Хотя восьмичасовой рабочий день ни для супруга, ни для жены никто не отменял. Но мудрые советские женщины интуитивно решились на «революцию»: все «сложные» вопросы — от выбитой мячом витрины в магазине до приглашения на танцы с кавалером — решал отец. Пусть необходимость обращаться к отцу и возникала раз в две недели, сам вес его решения и его слова как бы уравнивал родительские роли в семье.
Однако за последние годы социальная роль российских отцов существенно изменилась: растет их гражданский и моральный статус, они все чаще берут на себя ответственность за сохранение своих семей, осознанно участвуют в воспитании сыновей, окружают нежной любовью и заботой дочек. В результате таких перемен зачастую после развода родителей дети, которые еще не имеют прагматических соображений и руководствуются лишь искренними эмоциями, остаются жить со своими отцами.
В 2008 году президент России Владимир Путин отметил, что задачи сохранения стабильности в семье и воспитания детей все чаще ложатся на плечи отцов. После этого заявления в некоторых областях нашей страны День отца получил статус праздника регионального значения, во время которого участникам вручается почетный знак «За верность отцовскому долгу».
И уже это, на мой взгляд, наш большой прорыв.
Я уверена, что наши отцы своими подвигами, достигнутыми в мирное и военное время, своим вниманием и родительской заботой по праву заслужили нашу любовь и общественное уважение. Нашим папам нужно содержать семью, нести за нее ответственность, быть примером для детей. Для мальчика — это модель поведения в семье, выстраивания отношений с друзьями, коллегами, образец отношения к труду, преодолению препятствий. Для девочки отец — образ идеального мужчины, ведь в дальнейшем она будет строить свою личную жизнь, исходя из того примера, который был у нее перед глазами с детства. Зачастую ребенок усваивает то отношение к родине и государству, которое прививает ему отец. Корни нашего патриотизма лежат в семье — не зря это однокоренное слово с отцом по латыни.
В этот день я хочу пожелать всем папам не терять бодрости духа и уверенности в завтрашнем дне.
Член Совета по развитию гражданского общества и правам человека Яна Лантратова